7 MAPTA 2016
Почти полтора столетия назад, в этот день,7-го марта родился Морис Равель,французкий композитор-импрессионист. Немузыкальный мир его знает в основном из-за "Болеро", шедевра инструментовки и ритма, сочинённой для балерины Иды Рубинштейн. Многие годы я думал, что весь мир знает наизусть гениальную ритмическую фигуру этого произведения. Время показало, что бедного Равеля и его (169-раз-повторяющуюся) ритмическую фигурацию знают не так уж и много людей. Даже из музыкальной среды:
Всё шло хорошо,Хюсню сладко "мяукал" на кларнете, Шэнол выделывал кручённые Балканские ритмы типа 11 четвертей,я кроме фортепиано изображал на синтезаторе клавесин, арфу и т.п. инструменты, Дато выдавал многоголосное грузинское пение,и вот очередь дошла до ритма "Болеро"! По замыслу композитора он должен был повториться на Дарбуке(турецкий ручной ударный инструмент) 32 раза, и на нём должна была развится мелодическая линия.Этот ритм -2 такта по 3 четверти должен был сыграть Шэнол. Мы ему написали ритм, но он не знал нот, и не понял.Попросил простучать ему. Мы простучали. И тут случилось неожиданное: старик, который виртуозно выделывал немыслимо-синкопированные ритмы на всякие там 9 четвертей, 13 восьмых и т.п., не мог ровно выстучать 2 такта ритма "Болеро"! Он уходил после первого же такта на какой-то замысловатый балканский ритм, и его первую долю уже невозможно было поймать,разве что через 7 тактов. Он просто не мог это понять биологически! Эти рамки его давили, были чужды его нутру.Работа в студии остановилась.Все ждали, пока Шэнол разучивал Равелев ритм. Честно говоря, мне такое было в диковинку.Как можно не знать этот ритм?Ладно, не знать ,как можно изловчиться не сыграть этот ритм подряд хотя бы два раза? Понял позже, когда мне самому пришлось играть местные произведения с балканскими ритмами.Мы играем это умом, просчитав классически, а не понимая нутром.Понятное дело, каждому близок свой фольклор,свои ритмы. Так и у старика,всё естество бунтавало против испанского характера "Болеро",да ещё в маршевом ритме.Под конец он бросил всё, сказал, что ему надоело. Делать было нечего, я поставил инструмент к микрофону, тупо простучал пальцем эти два такта, а после склеили этот фрагмент 32 раза подряд. Вместо Шэнол мы сыграли под аккомпанемент этой моей фонограммы. Это, конечно не живое творчество, но надо было выходить из ситуации...
P.S. На Фестивале "Altın Portakal" (
"Золотой Апельсин") в Анталии фильм "Güle-güle" получил премию в номинации "Музыка к кинофильму"...
Несколько лет назад я случайно оказался замешан в записи саундтрэка к одному турецкому фильму. Композитором был мой друг Энгин Дюзйол , команду мы набрали также из друзей-музыкантов. Так как записи в студии в основном шли по ночам, нужна была и психологическая совестимость тоже. Солировал там на своей скрипке(a после бутылки вина и по вокалу тоже) Дато "Великолепный". Я заведовал по части клавишных и иногда "химичил" в монтаже и сведении музыкальных кусков,так как звукорежиссёр студии был новичком и профаном по части... всего(чего можно было ожидать).Задействованы были также ныне знаменитый шоу-кларнетист, Хюсню Шенлендириджи со своим ударником Шэнолом. Оба они были из "роман" (местные цыгане),не знали нот и безупречно владели своими инструментами.Об ударнике Шэнол вообще надо сказать отдельно, этот немолодой уже человек был женат три раза, причём на одной и той же женщине(и как он заметил с гордостью, каждый раз крал(!) невесту), имел девятерых детей. Я спрашивал его:
- А чё разводились-то?
- Ну, не умолкает стерва!
- А ещё раз красть зачем?
- Да люблю я её !!
- А чё разводились-то?
- Ну, не умолкает стерва!
- А ещё раз красть зачем?
- Да люблю я её !!
Всё шло хорошо,Хюсню сладко "мяукал" на кларнете, Шэнол выделывал кручённые Балканские ритмы типа 11 четвертей,я кроме фортепиано изображал на синтезаторе клавесин, арфу и т.п. инструменты, Дато выдавал многоголосное грузинское пение,и вот очередь дошла до ритма "Болеро"! По замыслу композитора он должен был повториться на Дарбуке(турецкий ручной ударный инструмент) 32 раза, и на нём должна была развится мелодическая линия.Этот ритм -2 такта по 3 четверти должен был сыграть Шэнол. Мы ему написали ритм, но он не знал нот, и не понял.Попросил простучать ему. Мы простучали. И тут случилось неожиданное: старик, который виртуозно выделывал немыслимо-синкопированные ритмы на всякие там 9 четвертей, 13 восьмых и т.п., не мог ровно выстучать 2 такта ритма "Болеро"! Он уходил после первого же такта на какой-то замысловатый балканский ритм, и его первую долю уже невозможно было поймать,разве что через 7 тактов. Он просто не мог это понять биологически! Эти рамки его давили, были чужды его нутру.Работа в студии остановилась.Все ждали, пока Шэнол разучивал Равелев ритм. Честно говоря, мне такое было в диковинку.Как можно не знать этот ритм?Ладно, не знать ,как можно изловчиться не сыграть этот ритм подряд хотя бы два раза? Понял позже, когда мне самому пришлось играть местные произведения с балканскими ритмами.Мы играем это умом, просчитав классически, а не понимая нутром.Понятное дело, каждому близок свой фольклор,свои ритмы. Так и у старика,всё естество бунтавало против испанского характера "Болеро",да ещё в маршевом ритме.Под конец он бросил всё, сказал, что ему надоело. Делать было нечего, я поставил инструмент к микрофону, тупо простучал пальцем эти два такта, а после склеили этот фрагмент 32 раза подряд. Вместо Шэнол мы сыграли под аккомпанемент этой моей фонограммы. Это, конечно не живое творчество, но надо было выходить из ситуации...
P.S. На Фестивале "Altın Portakal" (
Комментариев нет:
Отправить комментарий