понедельник, 17 октября 2022 г.

БЕЛАЯ ВОДОЛАЗКА Андрея Миронова, ГРАНАТОВЫЙ СОК, КГБ и ДЖЫЗ-БЫЗ...

 

История одной фотографии и не только.


     

     Эту фотографию многие знают: актер Юрий Никулин играет в нарды с одним бакинцем из "Ичери-Шэхер" (исторический центр Баку, "Внутренный Город") во время съемок фильма "Бриллиантовая рука". Так вот, этот бакинец на фотографии- мой отец, морской нефтяник Исрафил Мамедов. Место действия- площадка перед забором Джума-Мечеть (Cümə məscidi) по адресу ул. Асафа Зейналлы, 47/49, Ичери-шэхер, Баку. На другой фотографии я и сестра сидим на этом самом заборе, а отец выглядывает из-за забора (чтоб попасть в кадр, он встал на табуретку). Старый забор был выше нынешнего, потом его почему-то разобрали, некоторое время мечеть простоял без забора, потом поставили заново.



     В моей памяти, между 1966-69 годами в Ичери-Шэхер несколько раз снимали различные фильмы, но съемки "Бриллиантовой руки" были особенные.

     Мы тогда жили во дворе Джума-Мечеть. Во время съемок папа ставил самовар и угощал артистов чаем. Не обходилось и без казусов. Актер Андрей Миронов однажды в своей знаменитой белой водолазке захотел съесть гранат (оказалось, что он до этого не пробовал этот фрукт), и решительно надкусил его, как яблоко. В результате все его лицо и белая водолазка были красных пятнах от гранатового сока. Благо, у нас во дворе была своя баня, его проводили туда, он помылся и постарался выстирать свою белую водолазку, так как другой не было. Ну, мы же знаем, что пятна от гранатового сока не совсем выводятся, да и сушить не было времени. Так Миронов надел водолазку задом-наперед, сверху пиджак и так снимался.



     После отец угостил артистов джыз-бызом (азербайджанское блюдо: жаренная печень с картошкой). Блюдо пошло на ура.

     Через некоторое время в газете "Правда" вышла заметка, что-то вроде: "...бакинский нефтяник дал обед у себя во дворе мастерам кино. Гостям очень понравился стол, который накрыла Тутуханум, и ее сладости". С сопровождающей знаменитой фотографией..

     А еще через некоторое время, помню, отца вызвали в КГБ и задали несколько вопросов, что и как, откуда... Ну, что можно взять с простого нефтяника? Отец сказал, дескать, приготовил джыз-быз, ну что тут такого? Была у меня еще бутылка водки, ее распили, ну "сирке-бадымджан"(соленые баклажаны), и все! А сладости с Новруз-байрама остались: шекербура, пахлава, шекер-чурек... А что делать было, люди голодные были, все съели подчистую, да?!



Перевод со слов очевидца Масумы Мамедовой

Самир Мирзоев, 2022.

Комментариев нет:

Отправить комментарий