четверг, 1 марта 2018 г.

РОЛь НОЖА - "БАБОЧКИ" В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РОЯЛЕ


 молодому педагогу Я.С.   


     Давеча одна милая молодая дама, преподаватель английского языка попросила совета, как быть с наглой, самоуверенной (частной) ученицей 12-и лет от роду, отпрыском обеспеченной семьи. Я не смог поделиться универсальным рецептом, сказал что все случаи неповторимы и требуют индивидуального подхода. Если хватит терпения, конечно. Но знаю точно, если хочешь чего-то добиться, надо чтобы ученик тебя уважал. Хотя бы за что-то. И тут вспомнил похожий случай со мной: 


     В первые годы моего пребывания в чужой стране, мне приходилось подрабатывать в частной муз-школе. После преподавания в Бакинской Музыкальной Академии, работа в таком заведении с почасовой оплатой казалось издевательством. Брали почти всех: со слухом и без, с граблеподобными руками, великовозрастных, короче всех, кто мог оплатить курсы. Отказываться было нельзя, выгонять тоже, от количества учеников зависела оплата нашего труда. Попадались всякие типы: наряду с нормальными детьми пучеглазые идиоты; донжуаны, охотившиеся за смазливой секретаршей школы, и из-за этого записавшиеся на курсы фортепиано; высокопарные романтики, которые обкурившись полчаса рассказывали, дескать как "красота спасёт мир" и поэтому они решили посвятить свою жизнь музыке(в 26 то лет?); трудновоспитуемые чада проблемных семей, которых пихали к нам,чтоб мы из них "человека сделали". Некоторых "учеников" не то чтобы гаммам учить, иногда просто хотелось вышвырнуть вон из класса пинком в зад. Но надо было терпеливо нести людям свет, и как говорится, сеять доброе и вечное. Хотя иногда, во время "сеяния" из меня вырывался истошный крик с крепким словцом, хозяин школы, гитарист-самоучка мне этого прощал из-за уважения к моему музыкальному прошлому и почему-то к "читке с листа"(тогда увидеть нотный лист, и сразу её сыграть, казалось волшебством: как это - не через месяц сыграть как все, а сейчас, и в темпе?!)

     Буду краток, однажды ко мне определили одного "борзого" парня 19-и лет, заядлого второгодника. Он был из зажиточной семьи землевладельцев, и даже школу закончить не удосужился. Они с братьями ждали кончины жмота-отца, который был при смерти, чтоб разделить наследство, и начать более припевающую жизнь. А за это время, пока старик "дуба не даст", семья его как-то уговорила посещать курсы фортепиано, чтоб скрасить время, что-ли. Он хотел играть на гитаре, чтоб девочкам на яхтах песни распевать, но хозяин школы от него отмахнувшись, "слил" его мне. Парень после двух уроков понял, что игра на фортепиано - это не песенки посвистывать, тут надо гаммы с арпеджио играть, ноты узнавать, начал выражать своё недовольство жизнью. А так как семья угрожала за праздный образ жизни его лишить наследства, пока ходил.

     Учить этого верзилу музыке у меня не было ни малейшего желания. На третий или четвёртый урок он пришёл вальяжно жуя жвачку, и демонстративно играясь ножом-бабочкой(балисонг,состоит из 3-х подвижных шёлкающих частей,им можно эффектно жонглировать). Я спросил, какие были задания, на что он ответил что-то типа:"Слушай, какие задания? Умеешь, учи чтоб я несколько песен сыграл девушкам, а то на фиг мне всякую ерунду пихать". И медленно ножом крутит между пальцами. Я разозлился("И стоило ли играть на выпуске Стравинского, чтоб теперь выслушивать этого барана?!"), но не подавая виду отобрал нож, сказал чтобы он сел и начал играть заданную гамму. Чувак недовольно сел и начал "кашпырять" бедное упражнение. Тем временем я рассматривал его "бабочку". Когда-то в школьные годы мы с ребятами увлекались метанием похожих ножей "вполоборота"(ок. 6 шагов) и на "оборот"(шагов 10-11). И между делом заметил, что между мной и деревянной дверью класса тоже около 6-и шагов. Но фортепиано тоже стояло рядом с дверью, где негнущимися пальцами ученик мучал гамму. Да и вес рукоятки "бабочки" тоже был маловат для метания. Тут верзила про себя бормочет: "С ножом осторожнее, порежешься ещё". Сейчас я бы рассмеялся наверное, но тогда между нами была разница в возрасте только в 10 лет, и я вскипел ещё больше: "Продолжай играть!"

     Напряжение и обоюдное недовольство росло с каждой секундой, и через минуту чувак начал громко возмущаться: "Послушай, зачем я должен этой фигней заниматься а? Тебе нечего делать, что ли?!" Тут я со злости резко метнул нож в дверь, и заорал на него: "Играй тебе говорят!!!" "Бабочка" пролетев над ним с громким стуком вонзилась в дверь. Чувак втянув шею в себя как черепаха, посмотрел на зловеще вибрирующий нож, пробормотав про себя: "Учитель совсем с ума сошёл", торопливо начал изображать гамму до-мажор. "Чтобы играть на фортепиано, нужно гаммы играть, ты меня понял?!!" -"Да, да, учитель, я Вас понял. Играть гаммы ". Волею случая всё получилось неожиданно эффектно.

     С тех пор он меня называл на "Вы". Разговаривал и слушал с интересом. И даже выучил кое-какие пьесы, пока не оставил занятия. Вскоре хозяин-гитарист прогорел, и ту школу закрыли. А ученика я случайно встретил через много лет в университетском городке. Он радостно меня приветствовал и сказал что, скучает по нашим занятиям. Играет немного на гитаре, но не так, как тогда на фортепиано. Потом мне сказали, что чувак получил в наследство земельные владения отца, теперь ведёт беспечный образ жизни, никого за человека не считает, и от нечего делать, хочет учиться в университете.

     Вот такая вот, история. Я её рассказал нашей милой "англичанке", ей понравилось, потому и решил записать. Авось, кому понадобится как "альтернативная методика" преподавания на фортепиано.



Комментариев нет:

Отправить комментарий